ФЭНДОМ

Мона́рх (греч. μόναρχος, от греч. μόνος, «один» и греч. αρχός, «правитель» — единовластный правительвластелин) — наследственный или (реже) выборный глава государства (царьимператоркорольцезарькайзерфараонтагаворэкзарх,негусшахшейхсултанэмирхалифханмаликбейвизирь, государь, падишахмахараджа и т. п.); лицо, обладающеесуверенитетом. В Европе существуют государства, где монарх имеет титул князя (пример — Монако) или герцога (пример — Люксембург). Всегда является объектом подданства и никогда подданным.

В руках монарха может быть сосредоточена верховная государственная, военная и судебная власть (абсолютная монархияныне только в странах АзииВатикан является монархией теократической), в наше время она обычно ограничена высшим законодательным органом страны (тогда говорят о парламентской или конституционной монархии).

Конституционная монархия — такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Августейшая особа

Августейшей особой называют особу королевской крови — члена императорской (царской, королевской) семьи или самого монарха (главу монаршего дома в изгнании). Августейшие особы могут жить в стране, где (уже) нет собственно монархии: примеры — царская семья в России от отречения до расстрела, последний король Греции, король Испании Хуан Карлос при Франко до реставрации, члены монархических семей в эмиграции за рубежом.

Слово происходит от латинского «augustus» — «многоуважаемый, почтённый, священный, благословенный авгуром». Сначала так называли тех, кто вел свой род от римского Цезаря Августа. В России начали употреблять в начале XVIII века, после опубликования так называемой «Бархатной книги», где Рюрик был назван потомком «Римского Царя Августа». При обращении к августейшим особам, в их (особенно если речь идет о самом монархе) присутствии соблюдают особые правилаэтикета — например не принято сидеть в присутствии королевы, им отводят главенствующие места за столом, они первыми произносят тосты и речи, приступают к трапезе и пр.

См. также